О проекте

Формирование новой модели патриотически ориентированного образования и воспитания в России

Проект реализуется ЧОУ ВПО «Институт управления»

(При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта:

в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России)

География проекта

Ивановская область (базовый регион), Архангельская область

Краткая аннотация проекта:

Меркантилизм и индивидуализм западной культуры, отразившийся и в системе образования пореформенной России, и в состоянии экономики, и в ходе социальных процессов, создали предпосылки многочисленных дисгармоний в этих сферах деятельности, мешают динамичному развитию страны в новых геополитических условиях. Гармоничное развитие страны возможно лишь на принципах патриотизма, то есть уважения законов собственной национальной культуры, что подтверждает опыт ряда стран осуществивших успешную модернизацию (Германия, Япония, Китай, Малайзия, СССР и др.). Современное научное описание традиций российской духовной и социальной культуры, устранение наивных конъюнктурных изъятий из истории ее развития (успехи и ошибки советского периода развития) позволяют увидеть способы применения стабильных культурных норм в современности, воссоздать то, что именуется «духовными скрепами общества», сформировать реальные условия для назревшего перехода России к роли лидера современного глобального общества. Проект предполагает формирование современных просветительских и образовательных программ, основанных на российской интеллектуально-культурной традиции, для использования в рамках курсов гуманитарных дисциплин.

 

Актуальные условия

В условиях формирования новой геополитической ситуации президент Российской Федерации В.В. Путин четко обозначил независимость от политической стратегии Запада движения России в будущее. На встрече с молодыми учеными и преподавателями истории 5 ноября 2014 года он отметил:

«… государство никогда не сможет быть эффективным по этому направлению работы. Эффективным может быть только само общество, если осознает важность тех подходов, которые оно, само общество, считает нужными для себя, для своей страны, для народа, для конкретных людей. Наша с вами (позволю себя назвать вашим коллегой) задача заключается в том, чтобы убедить подавляющее большинство граждан страны в правильности, в объективности наших подходов и презентовать этот результат вашей работы обществу».

Реализация этих положений предусмотрена Указом Президента РФ № 808 от 24.12.2014 г. «Об утверждении Основ государственной культурной политики», который направлен на создание предпосылок для интеграции в информационное и образовательное пространство страны тем, актуализирующих ценности культурного наследия и культурной самобытности, патриотизма и духовного развития личности. Ключевыми являются два направления. Первое — верное понимание социальных процессов, отраженных в многовековой истории страны. Второе — максимально точное прогнозирование их развития в близком и отдаленном будущем. Однако объективность событий прошлого в исторической науке всегда сталкивалась с проблемой субъективной, идеологически ангажированной интерпретации событий. Так формировался феномен «непредсказуемого прошлого». Это в значительной степени относится и ко всему комплексу социальных и гуманитарных дисциплин, обеспечивающих формирования представлений о человеке, обществе, человечестве. Научные школы могут позволить себе длительные дискуссии по поводу оценки отдельных исторических событий, периодов развития и идеологических концепций. Но общество в целом, стремящееся к стабильному и динамичному развитию, ищет в истории страны долговременные, непреходящие ценности и идеи. Стержнем любой культуры, системообразующим фактором социальных идеалов и теорий, всегда является ее метафизическая сущность, ведущая религия, которая в России представлена православной культурой соборности и любви. Таким образом, сегодня существует необходимость приведения в гармоничную систему научных представлений о непреходящих и модифицирующих факторах движения общества из прошлого в будущее, социального развития России. Либеральная социальная наука с этим не справилась. Но российское научное сообщество сегодня вполне готово предложить обществу непротиворечивую, глубоко разработанную и эффективную социальную концепцию. В ее основе принципы отечественной «философии хозяйства», общей теории систем, теории оптимума развития, мир-системной теории развития, евразийского подхода, предложения российских интеллектуалов «Изборского клуба», конструктивные аспекты некоторых либеральных концепций. Все это позволяет приступить к формированию в Российской Федерации новой программы преподавания и просвещения в области социальных наук.

Целью проекта

является создание условий для включения в преподавание гуманитарных и социальных дисциплин современных представлений о России в глобальном мире в исторической ретроспективе и перспективе, о значении личности в истории, патриотизме и гражданственности, опираясь на национальные интеллектуально-культурные традиции. Это позволит сформировать в регионах России передовое, консолидированное, патриотичное общество, ориентированное на движение к целям гармонии и Общего Блага.

Направления реализации

1. Отработка для преподавателей высшей и средней школы в разделе гуманитарных и социальных дисциплин современных просветительских и образовательных программ, основанных на отечественной интеллектуально-культурной традиции.

2. Формирование общественного запроса на патриотически ориентированный тип гуманитарного и социального знания путем создания и распространения просветительских материалов, в том числе телевизионных программ, в электронных средствах массовой информации (региональные телеканалы, интернет).